Введение. Понятие истории

    

1. Что такое история?

 

История – это:

- рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

- последовательность связанных между собой событий в жизни людей, изменений в человеческом обществе, состоящем из разных народов, проживающих в разных странах на всех материках от зарождения человеческого общества до наших дней.

- наука, исследующая где, когда, как и почему развиваются разные народы, составляющие человечество.

 

 

 

2. О чем рассказывает история?

 

История рассказывает о том, как люди Земли осваивали мир, изменяли природу, трудились, вели свое хозяйство.

 

 

История рассказывает о том, кто находился у власти и как управляли людьми, о зарождении, развитии и гибели государств.

 

 

 

История рассказывает о том, в каких войнах и сражениях участвовали люди.

 

 

История рассказывает о том, кому поклонялись и во что веровали люди, как изменялись их верования со временем.

 

 

История рассказывает о культурных достижениях людей.

 

 

Итак - изучая историю, мы рассматриваем, что-то произошедшее в прошлом.

 

 

3. Исторический факт (событие)

 

С греческого языка слово historia переводится как расследование. Труд историка сродни работе следователя. Только следователь, чтобы раскрыть преступление должен собирать и анализировать улики, а историк – исследует историческое источники.

 

 

 

 

Изучая исторические источники, историк составляет представление об историческом факте (событии)

 

 

 

Для того, чтобы составить представление о событии мы должны будем ответить на вопросы:

 

Что произошло

Когда произошло

Где произошло

Кто участвовал

Отвечая на данные вопросы, мы описываем событие.

 

 

Рассмотрим пример:

 

Но, изучая историю, мы должны не только описать события, но и понять, как они между собой связаны, ответить на вопрос: почему они произошли?

Ответить на вопрос «почему произошло событие?» означает назвать его причину.

Причина любого события кроется в прошлом, в предшествующих событиях, которые сделали его возможным и неизбежным. Пока причина события не определена, мы не можем сказать, что поняли его место в истории – важность для людей, влияние на их будущее. Само рассматриваемое событие по отношению к своей причине является её следствием.

 

Рассмотрим пример:

 

 

Такая связь событий называется причинно-следственной

 

 

4. Личность или народ

Еще один важный вопрос. Ученые спорят, кто оказывает большее влияние на историю. Кто создает историю - личность (правитель, полководец, выдающийся ученый) или народ. Приводятся самые разнообразные аргументы. Для примера:

Личность

Дмитрий Донской объединил силы нескольких русских княжеств. Под его командованием русские воины разбили монголов.

Народ

Дмитрий Донской не мог в одиночку разбить войско Мамая. Это сделали русские воины.

 

 

5. Зачем изучать историю?

Человек является самим собой благодаря своей памяти о том, чему он в жизни научился, какие совершил ошибки, какие пережил горе и радости, что понял в природе окружающего мира и своей собственной.

Если вы забудете всё, что узнали и пережили раньше, вы не только не сможете дальше читать этот текст, но и не будете знать, как вас зовут, где вы живёте, кто ваши родители, забудете, что они любят вас, и что вы любили их, не сможете даже разговаривать, потому что забудете, как это делать, забудете слова.

Вы перестанете быть человеком.

Чем больше человек помнит свою жизнь, и чем больше он над ней думает, тем он совершеннее, умнее, способнее.

Такое же значение, как память для человека, имеет знание своей истории для народа.

Если у общества отнять его историю, стереть историческую память или постепенно убедить, что его история была совсем не такой, как её принято представлять (сейчас таких попыток во всём мире немало), то народ обратится в ничто, потеряет своё лицо среди других народов, станет беспомощным и исчезнет.

 

 

  О важности истории коротко и ясно сказал древнеримский мыслитель Марк Туллий    Цицерон:

  История – это учительница жизни.

 

  Дополняя свою мысль, он же утверждал:

  Не знать историю – значит всегда быть ребенком

 

     
 

Выполни задания:

 

 

 

 

 

 

К следующему занятию