Историческая карта

 

                                                                                                      

1. Карта.

 

Карта - (нем. Karte; первоисточник: греч. chartes - лист или свиток папируса для письма), уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, звёздного неба или их частей, содержащее данные в соответствии с назначением, пособие для изучения истории, географии и других наук.

 

Простейшие картографии, рисунки, по-видимому, были известны уже в условиях первобытного общества. Древнейшие картографические изображения, уцелевшие до настоящего времени, принадлежат народам Древнего Востока (Вавилония, Египет) и Китая.

 

Первые карты известного людям мира.

 

Сохранившиеся до наших дней карты, составленные географами прошлых веков, являются важными историческими источниками. Сопоставляя карты разных времен можно судить, как изменялось представление человека о мире, как человек исследовал нашу планету, как менялись названия географических объектов и др.

Карта Русского государства, составленная в начале 17 века по приказу царя Бориса Годунова.

 

На уроках в начальной школе вы уже познакомились с современной географической картой.

Географическая карта нашей страны.

 

 

Что мы можем узнать, изучая географическую карту?

С помощью чего мы это узнаем?

Проверьте себя.

 

2. Историческая карта.

На уроках истории вы будете работать с новым видом карт - исторической картой.

 

Исторические карты

 

 

Историческая карта – это изображение Земли или большой части земной поверхности в различные времена истории человечества.

 

Историческая карта

 - помогает увидеть, какие изменения произошли на какой-либо территории со временем.

 - отвечает на вопрос, где произошло событие.

 

Перед вами две карты: слева – географическая, справа – историческая. Давайте посмотрим, чем отличается историческая карта от географической.

 

На исторической карте:

  • Отсутствует обозначение рельефа местности, глубин
  • Цвета используются для обозначения государств, территорий
  • Наименования городов, рек, озер, морей, государств относятся ко времени о котором рассказывает карта
  • Карта не статична, а представляет развитие исторического процесса – появление новых городов, изменение территории государств, движение армий и маршруты путешественников и др.

 

 

3. Как работать с исторической картой.

Во-первых: вы должны научиться «читать» карту в соответствии с приведенным ниже планом. (Вы можете так же посмотреть видеоанимацию в плеере или нажав на значок).

1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);

2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);

3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:

  • Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
  • Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
  • Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

 

 

Во-вторых: на уроках учитель может вызвать вас к доске и предложить, используя карту рассказать о каком-либо историческом событии. Нужно уметь правильно работать с настенной картой. (Вы можете так же посмотреть видеоанимацию в плеере или нажав на значок).

  • При показе территорий (государств, княжеств, областей) следует проводить указкой по границе.
  • Город обозначен кружком, следует показать его, а не надпись.
  • Карты всегда нарисованы так, что верх карты – это север, низ – юг, слева – запад, справа – восток. Движение по карте сопровождается обычно комментарием: двигались в восточном или западном направлении.
  • Реки нужно показывать от истока к устью, т.е. по течению.
  • Следует использовать специальную терминологию при работе с картой. Например, берега нужно называть правый и левый: «войска расположились на левом берегу…», населенный пункт или какой-то объект «выше» или «ниже» по течению реки.

 

 

 

4. Карта и план.

Так же как и на уроках окружающего мира, вы кроме карты будете изучать планы местности.

Вспомним, что план отображает на плоскости небольшую часть территории. На нем подробно изображаются крупные объекты.

План битвы при р. Шелони 1471 г.

 

Ведь на карте не покажешь, например, как происходило Бородинское сражение, как росла Москва.

Работать с планом нужно, так же как и с картой.

 

 

5. Атласы

На уроках Окружающего мира вы уже использовали географический атлас, где были собраны все нужные карты и планы. Точно так же на уроках истории, в дополнение к картам в учебниках вы будете использовать атласы с подборками исторических карт.

 

Атласы по истории Древнего мира.

 

6. Контурные карты.

В качестве домашнего задания или практической работы на уроке вы будете работать с контурными картами.

Контурная карта.

 

 

Правила работы с контурной картой:

  • На контурной карте записывайте задания, данное учителем.
  • При выполнении задания обязательно пользуйтесь  атласом и учебником.
  • Работайте цветными карандашами.
  • Территории закрашивайте ровными бледными цветами, чтобы потом можно было наносить другие объекты и надписи.
  • Перед началом работы придумайте, какие условные знаки вы будете применять, как подпишете название государств, рек, городов, чтобы они не мешали друг другу.
  • Выбранные обозначения укажите в условных знаках – специально отведенном для этого месте.
  • Если подписи к объектам не помещаются на контурной карте, обозначайте их цифрами, а пояснения к цифрам напишите в условных знаках.
  • Объекты нужно нанести на карту точно, ориентируясь по линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии.

 

 

7. Анимированные карты.

Мы уже говорили с вами о том, что при изучении истории нам будет помогать компьютер.

Благодаря ему мы можем использовать анимированные карты – карты движущиеся, позволяющие показать происходящие изменения последовательно, как в кинофильме или выделить нужный вам элемент и др.

Рост Римской империи. Карта.

 

   Посмотрите анимированную карту «Ледовое побоище»

   Посмотрите анимированный план "Акрополь"

 

8. Топонимика.

Большинство объектов нанесенных карту имеют название. Со временем некоторые из названий менялись.

Но откуда произошли первоначальные названия географических объектов?

Этим вопросом занимается специальная наука.

 

Топонимика - (греч. topos - место и onyma - имя, название) - наука, изучающая географические названия и их происхождения.

 

Так, например названия населенных пунктов могут происходить от различных слов и явлений:

- от имени основателя,

- по географическому положению,

- характеристике местности,

- по наименованию реки,

- в память о другом поселении и др.

 

Так, столица нашей Родины город Москва - получила свое имя вероятнее всего по наименованию реки на берегах которой она была в древности построена. О том, откуда произошло слово "Москва", ставшее названием реки, среди ученых до сих пор идет спор.

А. Васнецов. Основание Москвы

 

О том, как произошли некоторые названия, вы можете узнать, нажав на значок

Попробуйте узнать, откуда произошло название местности, в которой вы живете (города, села, деревни).

 

Кроме изучения происхождения географических названий, топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т. п.

 

Славянские племена и их соседи в 9 веке.

 

         
                                                                                   

  Выполни задания:

 

  Айзек Азимов. Слова на карте.

 

 

 

 

К предыдущему занятию

 

К следующему занятию