Археология

                                                                                                      

1. Археология.

 

 

Исследованием вещественных источников созданных нашими далекими предками обнаруженных в ходе раскопок занимается тесно связанная с историей наука археология.

 

Слово археология состоит из двух греческих слов: «архайос» - древний, «логос» - наука. Наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным (археологическим) памятникам.

 

Уже очень давно люди заметили, что в земле иногда обнаруживаются старые каменные остроконечники, ржавые ножи, бусины - предметы сделанные руками предков. Но как же древние вещи попали под толщу почвы?

 

Археологи за работой.

Если вы уезжали из дома на целое лето, а потом возвратились, то заметите, что в комнате все запылено. А ведь окна и двери были тщательно закрыты. Люди, нередко живут на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Исчезнувшие древние поселения заносило землей, а на их месте вырастали новые. После эти места обживали другие люди, и так век за веком земля сохраняет Культурные слои, свидетельствующие о жизни людей разных эпох.

 

 

Задача археолога состоит в тщательном исследовании культурного слоя.

 

2. Археологические памятники

Для настоящего ученого ценность вещи измеряется вовсе не тем, из чего она сделана - из серебра или из глины. Главное, чтобы она могла побольше рассказать о своих древних создателях и хозяевах. Часто для археолога черепок глиняного кувшина дороже слитков золота. Археологи ищут знания, а не богатства.

Археологи.

 

Именно от находок археологов во многом зависит ответ на вопрос, когда на земле появился вышедший из животного мира человек, и началась человеческая история, какие земли люди освоили раньше, а на какие пришли позже, как жило и развивалось человечество.

«Люси». Так выглядел наш предок около 2 млн. лет назад. Реконструкция по найденным останкам.

 

Ученые исследуют развалины городов и крепостей, поселков и отдельных домов, ищут остатки храмов, башен, изучают погребения и многое другое. Все это - археологические источники, или археологические памятники прошлого.

Греция. Развалины Олимпии. Место проведения Олимпийских игр в древности. Фото к. 19 века.

 

Археологические памятники в любом культурном обществе - всенародное богатство. Они охраняются законом. Самовольные раскопки и присвоение найденных вещей строго запрещены. Проводить разведку и раскопки могут только те, кому выданы на это разрешения. Запомните: за порчу археологических памятников наказывают как за тяжелое преступление.

 

 

3. Работа археологов

Чтобы узнать, где проводить раскопки, надо сначала провести разведку и отыскать археологические памятники. Внимательные и опытные археологи отправляются в походы вдоль рек и к озерам, наблюдают и беседуют с местными жителями. Когда археологические памятники обнаружены, составляется карта-план будущих раскопок.

Археологический план раскопок г. Помпеи. Италия.

 

Раскопки ведут осторожно, землю снимают лопатами, стараясь рыть тонкими слоями - не больше 5 сантиметров. Когда появляются первые находки, археологи берут специальные ножи и кисточки и осторожно расчищают вещи. Все найденное тут же бережно упаковывают. Иногда даже просеивают землю, чтобы не пропала ни одна мелкая находка.

Инструменты археолога.

 

Месторасположение каждой находки указывается на плане раскопок, каждая вещь снабжается подробным описанием места нахождения. Ведь предмет обнаруженный в земле сам по себе расскажет о прошлом немного. Но в сочетании с другими находками, он может дать богатейшую информацию. Взаимное расположение вещей позволяет домыслить картину. Так бусинки вокруг скелета, помогут реконструировать вид одежды, а обгорелые бревна, наконечники стрел - сделать вывод о том, что поселение было разрушено врагом.

Описание найденных предметов.

 

Следующей задачей археологов является датировка найденных предметов. Здесь им на помощь приходят другие науки – физика и химия, биология и даже криминалистика.


Археологические находки.

 

Ученые, исследуя археологические находки, пытаются определить, из чего и как они были изготовлены, для чего предназначались, как использовались нашими предками. Некоторые находки передаются в руки специалистов-реставраторов.

Все это позволяет «разговорить» найденные вещественные источники, заставить их открыть нам жизнь людей в прошлом.

Так археологи представляют раскопанный ими первобытный поселок на Кавказе.

 

 

Посмотрите видеофрагмент "Раскопки"

4. Что раскапывают археологи.

 

В ходе раскопок ученые нередко обнаруживают развалины городов и древних поселений. Перед ними предстают остатки домов улиц, вещей, которыми пользовались древние люди. Все это позволяет довольно точно составить представление об их жизни, культуре и истории. 

Древнее поселение. Макет.

 

Больше двух тысяч лет назад в Италии произошло извержение большого вулкана. Пепел засыпал целый город Помпеи. Не успевшие убежать жители погибли. Помпеи были заброшены. В 19 веке там начались раскопки. Ученые увидели перед собою улицы со следами колес на мостовых, дома, бассейны. Все выглядело так, будто люди недавно покинули город. На столах обнаружили окаменевшие остатки продуктов, в комнатах нашли мебель. Все это удалось восстановить. Археологи как бы вошли в жизнь, отдаленную нас на 21 век.

Раскопки в г. Помпеи. Италия.

 

 

 Посмотрите видео-слайдшоу «Помпеи»

Для археологов очень важно отыскать древнее погребение (могилы, гробницы, курганы). Люди верили, что умершим и после смерти понадобятся их вещи. Поэтому рядом с телами клали посуду, украшения. Бывали случаи, когда на могилах князей и предводителей убивали их верных коней и собак и даже слуг, чтобы те были рядом с господами "в царстве мертвых". Раскопав погребение, археолог видит, какими вещами пользовались предки, какими были порядки и обычаи древних народов.

Древнее погребение. Реконструкция.

 

Курган Ньюгрендж. (Англия).

 

Очень часто объектом внимания археологов становятся не только недра нашей планеты, но и горы. Для ученых огромной удачей считается обнаружение наскальных рисунков и надписей.

Наскальные рисунки.

 

Сравнительно молодым направлением науки  является подводная археология – изучающая места, где затонули древние корабли.

Подводная археология.

 

 

5. Археология в нашей стране.

 

В нашей стране изучение и описание археологических памятников началось в 18 веке. Найденные вещи стали помещать в музеи. Позднее возникло Московское археологическое общество. Однако археологические знания развивались медленно. Археологи получили возможность работать в полную силу, когда государство взяло под охрану все памятники прошлого.

Кунсткамера. Санкт-Петербург. Первый в России музей созданный по указу Петра I в 1714 г.

 

Такие ученые, как Б.А. Рыбаков, В.А. Городцов, А.В. Арциховский, Д. А. Авдусин, А.П. Окладников и другие сделали очень многое для археологической науки.

Слева направо: Б.А. Рыбаков, А.В. Арциховский, А.П. Окладников

 

Археологические раскопки проходят в разных районах нашей страны. Крупнейшие из них в Новгороде. Каждый год приносит огромное количество находок, самыми знаменитыми из которых являются берестяные грамоты. Влажная почва замедляют процесс гниения, поэтому новгородская земля хорошо сохраняет и дерево, и кожу, и ткани.

Берестяные грамоты

 

На примере Новгорода хорошо прослеживается развитие культурного слоя. Улицы города мостились деревянными настилами. Когда старый настил сгнивал, поверх его укладывали новый. На одной из новгородских улиц было уложено 28 слоев мостовой. По ним можно легко проследить развитие города.

 

Мостовые Новгорода.

 

 

6. Итог работы археологов.

 

Итогом раскопок и дальнейшего анализа полученных материалов является реконструкция (восстановление) исторического прошлого.

 

Вилла в Древнем Риме. Реконструкция.

 

Поселение Чатал-Хююк. Реконструкция.

 

Зиккурат в Уре. Реконструкция

 

     
                                                                                    

Выполни задания:

  • Кроссворд
  • Тест

 

 

 

 

Сайт «Археология» http://www.archaeology.ru/

Сайт «Помпеи» http://pompeii.ru/

 

 

 

 

К предыдущему занятию

 

К следующему занятию