1. Определим название источника, его вид, автора, место и время создания.

 

Название источника: «Песня военачальника»

Вид: устный источник, дошедший благодаря записи (на гробнице)

Автор песни:  неизвестен

Место создания: Древний Египет

Время создания: XXVI век до н. э., III тыс. до н. э.

 

2. Читаем текст по абзацам, выделяем  незнакомые слова и названия выясняем их значение.

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно

 

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.


Смоковница – то же, что инжир. Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

 

 

3. Формулируем основную идею всего текста (о чем идет речь в тексте).

Основная идея текста – повествование о военном  походе египтян в соседнюю страну.

 

 

4. Выделяем главные мысли текста, определяем его план.

Главные мысли текста

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно

 

 

План текста

1. Возвращение египтян из военного похода

Войско вернулось благополучно.

2. Разорение египетским войском соседней страны.

Разорив страну бедуинов, снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

3. Поощрение фараоном военачальника за поход фараоном.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

 

 

5. Извлекаем последовательно из текста информацию.

Что, где и когда происходило?

В песне рассказывается о походе египтян, совершенном в XXVI веке до н. э. в страну бедуинов.

Какие цели преследовали египтяне?

– завоевание других народов,

– захват рабов.

Что представляла собой страна бедуинов?

Чем занимались ее жители?

Страна бедуинов имела свое войско, свои укрепленные крепостями границы.

Ее жители занимались земледелием.

Как проходил поход египтян и чем он закончился? 

Бедуины оказали сопротивление врагам.

Египтяне разгромили местные  войска.

Завоеватели действовали жестоко по отношению к населению страны.

Египет одержал победу.

 

 

6. Оцените, можно ли считать сведения достоверными. Подумайте, как можно использовать текст «Песни военачальника» при изучении истории?

Скорее всего, источник достоверный – надпись на гробнице.

 

Эти сведения можно использовать при рассказе о военных завоеваниях Египта в III тыс. до н. э., а также при изучении культуры Египта как пример песенного творчества.